Когда каждый календарный год подходит к своему завершению, в футбольном мире начинается праздничная раздача "слонов". Ведущие тренеры и игроки, спортивные каналы и авторитетные издания, звезды прошлого и настоящего определяют лучшего игрока Европы и мира, Южной Америки и Африканского континента. С недавних времен, а точнее с 1994 года, и Азиатская конфедерация называет своих лауреатов. С 2002 года в список главных соискателей этой престижной награды неизменно попадает нападающий киевского "Динамо" и сборной Узбекистана Максим Шацких (2003-й - третье место, 2005-й - второе).

Максим родился 30 августа 1978 года в Ташкенте и, в отличие от многих своих сверстников, вырос в приличной и обеспеченной семье. Однако его единственной игрушкой едва ли не с самой колыбели был мяч. Для всего семейства не оставляло сомнений будущее их сына - футбол. Достаточно было видеть, как он спит в обнимку с мячом и уже в пятилетнем возрасте непринужденно обводит брата, значительно превосходящего его по возрасту. Поразительно, но в футбольную школу ташкентского "Пахтакора" Максима привела мама, посчитавшая, что страстное желание сына играть в футбол должно быть непременно исполнено.

Между прочим, уже тогда Максим по своим физическим данным значительно превосходил многих одногодков, и поначалу парнишку определили в середину поля, но вскоре тренеры детской команды увидели в нем бомбардирские задатки, и карьера Шацких была предрешена. С тех пор он неизменно играет на самом острие атаки, фактически ни разу не изменив своему амплуа.

Уже в десять лет Максим побеждает в первенстве города и завоевывает приз лучшего снайпера, а затем его личный бомбардирский счет растет буквально как на дрожжах. Где бы ни принимала участие его команда, будь то Кубок города или республики, Шацких поражал своей результативностью. В пятнадцатилетнем возрасте Максим становится лучшим бомбардиром второй лиги, забив в 22 матчах 34 мяча. А вскоре в составе ДЮСШ "Пахтакор" выигрывает престижный юношеский турнир в Англии, где на него обращают внимание тренеры лондонского "Тотенхэма". Знаменитый Франк Арнесен, возглавлявший тогда селекционную службу английского клуба, предрек молодому игроку светлое будущее.

АТАКИ "ЛЮБИМЧИКА"

Но не все на пути узбекского вундеркинда было усыпано розами. В 1996 году Шацких решает продолжить карьеру в российском футболе и принимает предложение саратовского "Сокола". И тут начинается самая черная полоса в карьере игрока. Сначала серьезная травма выбила его почти на полгода, а затем - лишь выходы на замену и всего три матча в основном составе. Естественно, ни о какой голевой феерии речи и быть не могло. Неповоротливого юношу критиковали все кому ни лень, при этом замечая, что вряд ли из него получится что-нибудь путное - слишком уж сыро и невыразительно смотрелся он в роли голеадора. Следующие два сезона прошли еще более сумбурно. За это время он успел "засветиться" в трех командах первой лиги: ижевском "Газовике", тольяттинской "Ладе" и волжском "Торпедо", но славы и признания добиться не сумел.

"Мне было ужасно сознавать, что, постоянно прогрессируя, я остаюсь вне игры, - вспоминал впоследствии Шацких. - Все видели, что я играю все лучше и лучше, но голы по-прежнему давались с большим трудом. Я не раз думал о возвращении домой, но что-то заставляло меня работать на тренировках лишь с утроенной энергией". В тот момент мало нашлось бы специалистов, поставивших на Максима хоть алтын. И лишь тренер волжан Юрий Деркач упорно доверял молодому нападающему, хотя особых дивидендов это поначалу и не принесло. Личные симпатии, чего он, кстати, никогда и не скрывал, бывшего наставника волжской команды особенно ярко проявились, когда тот возглавил калининградскую "Балтику" и пригласил туда своего подопечного.

Сколько же нелицеприятных выражений пришлось выслушать в свой адрес новому наставнику от недовольных болельщиков, обвиняющих тренера в том, что тот за уши тянет своего любимчика, игнорируя интересы команды и своих доморощенных игроков. А "любимчик" возьми и отплати тренеру за безграничное доверие сторицей - Шацких забил несколько важных мячей, позволивших балтийской команде удержать заветное место в первом дивизионе. А самое главное - заставил калининградских болельщиков буквально взрываться эмоциями при одном только упоминании его имени.

ПРИШЕЛ, УВИДЕЛ, ПОБЕДИЛ

И тут на голову молодого футболиста, как из рога изобилия, посыпались предложения от сильных клубов. Расторопнее всех оказалось киевское "Динамо", подписав в декабре 1999 года с узбекским самородком долгосрочный контракт. Несмотря на это, перспективы Максима в украинском суперклубе поначалу выглядели не слишком радужными. Динамовцы хотя и играли с двумя ярко выраженными нападающими, но борьба, по сути, была лишь за одно место на поле, другое безоговорочно застолбил за собой идол киевских болельщиков Сергей Ребров. Конкуренцию Шацких в атаке составляли Мелащенко, Герасименко, грузин Деметрадзе и купленный вместе с ним нигериец Идахор. Однако блестящий дебют в сверхпринципиальном матче с львовскими "Карпатами" сделал фаворитом в этом соперничестве именно узбекского форварда.

Высокий, крепкий, прекрасно скоординированный Максим моментально установил необходимый контакт с новыми партнерами и, что особенно важно, - с Сергеем Ребровым. С первого появления Шацких на поле стало ясно, что это именно тот игрок, которого так недоставало киевлянам после ухода Андрея Шевченко. Ну а первый для Шацких матч в Лиге чемпионов вообще превратился в мини-бенефис нападающего. Благодаря своим скоростным качествам и умению играть на грани офсайда, Максим постоянно оказывался на ударной позиции и двумя точными ударами "зажег" свое имя не только на табло киевского стадиона, но и в сердцах многомиллионной армии болельщиков.

Конечно, даже сейчас в его игре немало недостатков - техника владения мячом и скоростной дриблинг по-прежнему весьма далеки от идеала, порой он не желает оттягиваться назад, зачастую не успевает сыграть на опережение или выдать безупречную передачу партнеру. Но все это он с лихвой компенсирует работоспособностью и феноменальным голевым чутьем. Каждый сезон он проводит на одном дыхании, методично забивая свой "дежурный" десяток мячей, и редко уходит с поля не "расписавшись" на воротах соперника.

При этом надо учитывать, что киевляне довольно часто варьируют состав и тасуют линию атаки, однако узбекскому центрфорварду место в "основе" находится почти всегда. Лобановский и Сабо, Михайличенко и Демьяненко - кто бы ни стоял у руля киевского клуба, поводов быть недовольным собой Шацких им не давал. Сто пятнадцать мячей в чемпионатах Украины, два титула лучшего снайпера, четыре чемпионские нашивки и три Кубка страны - немногие футболисты могут похвастаться такими достижениями. Именно в "Динамо" его снайперский прицел поистине стал оптическим. Вообще по количеству мячей, забитых в первенстве Украины, Шацких оставил далеко позади себя даже суперзвезду и легенду украинского футбола - Андрея Шевченко. Кстати, и в сборной Узбекистана его результативность достаточно высока - пятнадцать мячей в двадцати пяти играх.

Сегодня футболиста все устраивает в Киеве, и с каждым сыгранным матчем растет уверенность, что "Динамо" - именно его команда. Двадцать девять лет - период расцвета, и есть все основания предполагать, что роль первой скрипки в чужой штрафной ему пока явно к лицу.

Сергей Герасимов, газета "Новое русское слово" (Европа-СНГ)